Кандидат в президенты США от республиканской партии, Ньют Гингрич, вызвал бурю эмоций на прошлой неделе, заявив, что палестинского народа не существует. Гингрич, который по последним опросам возглавляет гонку, чтобы стать республиканским кандидатом, сказал: “Думаю, мы изобрели палестинский народ, который на самом деле является арабами, и исторически частью арабской общины”.Главный переговорщик Палестинской Автономии (ПА), Саиб Эрекат, ответил следующими словами: “самое расистское заявление, которое я когда-либо слышал”. Премьер-министр ПА Салам Файяд описал комментарии Гингрича как “абсолютно неприемлемое искажение исторической правды…Палестинский народ селился на этой земле еще на заре истории. Такие люди как Гингрич должны проконсультироваться по вопросам истории”Но Гингрич, доктор наук в области современной европейской истории, не отступил от своей позиции и заявил на следующий день: “Сказанные мной слова – фактически верны? Да. Исторически верны? Да. Кто-то должен набраться смелости и сказать правду.”
Коментарий:
Поскольку данная тема вызвала бурю дискуссии и является вопросом большой важности, она требует более длинного и глубокого комментария.
Комментарий Гингрича затронул нервы чувствительных людей не только среди палестинских арабов, но также в политических кругах западных стран, где существование палестинского народа служит основанием в поддержку решения о создании двух государств для двух народов. Вот почему эта тема вызвала так много внимания в СМИ, в мире блогов и интернете за последние дни.
Ожидается, что против заявления Гингрича выступит оппозиция. Решение о двух государствах строится на принятии утверждения, что у палестинского народа украли землю, страну и святые места. Если же такого народа никогда не существовало, значит никогда не было и палестинской столицы Иерусалима, никогда не было и палестинского короля или султана или президента; никогда не было типичной палестинской культуры; никогда не было особой палестинской территории; никогда не было национальных палестинских поэтов; никогда не было славного прошлого, и тогда легитимность “палестинского вопроса” сегодня значительно поколеблена.
Однако многие из последних дебатов были бесполезными упражнениями, потому что стороны не достигли согласия в определениях. Например: Что есть народ? Что есть страна? Что есть государство? Они отдельны, идентичны или пересекаются? Как рождается народ, страна или государство? Это национальный вопрос или культурный и языковой? Должно ли это быть чем-то древним? Это вопросы общей истории? Это вопросы политических решений? Это результат индустриализации и общих интересов между жителями конкретной территории? Среди ученых мнения по этим вопросам разделились. Возможно, ответ заключается в том, что это сочетание всего вышеупомянутого в разной степени.
Однако в контексте настоящего времени, необходимо прояснить конкретные факты для того, чтобы занять информированную позицию. Гингрич заявил, что “палестинцы” – народ выдуманный – и в этом, несомненно, он прав. “Палестинцы” являются недавним изобретением, возрастом менее ста лет. Но кто-то скажет: “а как же США и “американцы”? Соединенные Штаты – это государство, где проживает много народов, другими словами этнических групп. Это искусственное или выдуманное устройство. Кто-то еще спросит, в чем разница между Норвегией и Швецией? У них есть конкретные территориальные границы, но есть ли этнические различия? Не были выдуманы и эти страны, народы, и их самобытность? Были, 1000 лет назад.
Дело в том, что самобытность – это развивающийся процесс. Также и национальная идентичность, хотя обычно она занимает более длительное время, чем личная идентичность. Почти все арабские государства являются изобретением прошлого века, созданные европейцами в результате колониального правления. Например, иорданцев в 18-м веке не было. Что касается палестинцев, во время Британского мандата все жители подмандатной территории, евреи и арабы, назывались “палестинцами”. В то время в истории конфликт между евреями и арабами усиливался. Поэтому если “палестинцы”, какими мы их знаем сегодня, существовали в то время, как же тогда британцы могли использовать одно и то же название для обеих групп? Но в то время не было “палестинцев”, и арабы той области еще больше сопротивлялись такому названию. Они восприняли его как европейское и колониальное изобретение.
Подобным образом, почему план ООН по разделу Палестины от 1947 года призывает к созданию еврейского и арабского государств, разве не следовало сказать “еврейского и палестинского”? ответ очевиден; “палестинцев” не было – были арабы. Арабы британского палестинского мандата считались не отдельной группой как народ, а частью арабского населения. (Среди арабов всегда есть разнообразие, но в этой дискуссии его можно оставить в стороне).
В дебатах, последующих за комментариями Гингрича, было заявлено, что Израиль – это также созданная страна; то есть современное изобретение. Если посмотреть на государство Израиль, да, оно создано – или скорее заново создано в 1948 году. Но если говорить о еврейской нации как о народе, тогда ее нельзя назвать недавно созданной. Евреи – древний народ, признаваемый на протяжении тысячелетий, независимо от того, где они жили, как отдельная группа с отдельной культурой, языком и религией. О “палестинцах” такого не скажешь.
Если, например, мы бы спросили Галилео Галилея или любого другого человека, жившего в начале 17-го века, что он думает о “палестинцах”, он бы не понял вопроса. Такого понятия не существовало. Мы могли бы спросить его, что он думает о евреях, то, возможно, он бы высказал свое мнение. То же самое можно проделать с любым веком в истории. С другой стороны, если бы мы спросили об «арабах» вместо «палестинцев», тогда ответ был бы другой. Арабский народ существует несколько веков, а палестинские арабы – часть древнего народа. (Правда на долгие периоды арабов и мусульман в целом причисляли к сарацинам, но это не имеет отношения к обсуждаемому вопросу).
Образование народа и страны – результат совокупности факторов, среди которых этнический является доминирующим. Но, несмотря на то, что вопрос образования важен для понимания, возможно, еще важнее – причина данного образования. Если говорить о палестинских арабах, происхождение палестинской самобытности можно отследить по конкретным событиям, произошедшим в 1920 году, но только после создания государства Израиль и особенно после Шестидневной войны в 1967 году, их идентичность появилась среди обычных людей.
Мотивация за образованием самобытности заключалась в борьбе с сионизмом. В 1920-х борьба приняла форму атак на еврейские поселения и собственность евреев. После войны в 1948 году арабские государства отказались принять палестино-арабских беженцев с целью использовать их как оружие против Израиля. Страдания этих палестинских арабов длилось 50 лет и в значительной степени привели к рождению палестинской идентичности.
Итак, «палестинцы» образованный народ? Абсолютно – как и многие другие! Но более актуален вопрос в том, является ли палестинская идентичность – легитимным образованием? Вот где мы сталкиваемся с огромными вопросительными знаками. Основной целью образования «палестинцев» была, и кажется, остается до сих пор, – борьба с сионизмом, борьба с Израилем. (Конечно, это относится не ко всем, кто называет себя палестинцами, но мы ведь говорим о таком явлении как палестинская идентичность).
При условии древнего существования евреев и присутствия в земле Израиля, учитывая страдания, которые они испытали на протяжении веков в диаспоре только потому, что они были евреями, их возвращение домой – это справедливо. Они были признаны международным сообществом, и образование еврейского государства в библейском Израиле получило силу международного закона в Сан-Ремо в 1920 году. Евреи не оккупанты и не колонизаторы Израиля; они возвращаются в единственное место, которое когда-то было их домом. Создание народа, “палестинцев”, с целью предотвратить возвращение евреев, таким образом, не является легитимным.
Необходимо добавить к этому важное наблюдение: факт, что палестинская идентичность создается для того, чтобы использовать ее в качестве оружия против Израиля, что, конечно, не отрицает индивидуальных прав палестинских арабов. Они имеют индивидуальные права и права человека точно так же как евреи живущие на этой территории. Израиль признает это и действует согласно принятым демократическим нормам. Но вопрос в том, имеют ли палестинские арабы право на государство? Все вышеупомянутое ставит огромный вопросительный знак по поводу легитимности палестинского государства.
Шум, созданный вокруг утверждения Гингрича, раскрывает, что идея о палестинском народе не урегулирована – даже в умах тех, кто выступает за создание палестинского государства. Существует много политических маневров связанных с противоречивой темой. Интересно, что несмотря на многие нападки на Гингрича за его заявление, мало у кого получилось сказать что-то существенное по поводу его слов. Но трудно понять как сокрытие исторических фактов и поддержка незаконных заявлений может способствовать “справедливому и прочному миру на Ближнем востоке”.
|
Оставьте комментарий
Comments 0