שָׁבוּעַ טוֹב! Доброй недели! Шавуа тов! На этой неделе читаем главу Торы«Хаей Сара»

Место в Торе: Книга Берешит, гл. 23, ст. 1 — гл. 25, ст. 18.Почему она так называется?

В первой фразе сказано: “И было жизни Сары сто лет, и двадцать лет, и семь лет — годы жизни Сары…”.

Жизнь Сары на иврите — хаей Сара.

Обсуждение главы Хаей Сара

1. На каком языке говорил первый человек

В нашей недельной главе Тора подводит итог жизни Сары: «И была жизнь Сары: сто лет и двадцать лет и семь лет — годы жизни Сары» (Берешит, гл. 23, ст. 1).

Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век), комментируя этот отрывок, пишет, что Сара в сто лет была такой же безгрешной, как в двадцать.

А в Мидраше и в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 38) говорится, что первый человек, Адам, разговаривал на арамейском языке.

Но какая связь между тем, что Адам знал арамейский язык, и жизнью Сары, точнее — ее смертью?

Написано в книге Зогар, что наши праотцы, умирая, укоряли Адама. Ведь это из-за его ошибки в мире появилась смерть. Но Адам отвечал, что каждый умирает за свое, личное прегрешение.

Саре же он так ответить не мог. Ведь, согласно комментарию Раши, у нее не было прегрешений.

На каком основании Раши делает такой вывод?

Он обращает внимание, что Тора перечисляя жизненные этапы Сары, каждый раз повторяет слово «лет» — «сто лет» и «двадцать лет» и «семь лет». В этом прочитывается намек, что Сара и в сто лет была такой же безгрешной, как в двадцать.

При этом Онкелос (великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век; был гером — неевреем, который принял еврейство; племянник римского императора Тита), переводя Тору на арамейский язык, дает рассматриваемому нами отрывку такой перевод: «И была жизнь Сары сто двадцать семь лет».

Означает ли это, что, по мнению Онкелоса, и Сара в своей жизни совершала ошибки?

Если так — у Адама появился весомый аргумент для защиты. Но, чтобы воспользоваться им, нужно знать арамейский язык.

Об этом и говорится в Мидраше.

В Талмуде обсуждается вопрос: обязательно ли смерть связана с прегрешением, а беды и испытания, посылаемые человеку — с его нарушениями и преступлениями?

Если предположить, что Сара умерла безгрешной, значит, смерть — не может быть результатом прегрешений. Ведь в противном случае Сара не умерла бы.

Но тогда непонятен наказ Всевышнего Адаму: «Но от Древа познания Добра и Зла — не ешь, ибо в день, когда станешь есть от него, смерти предан будешь» (Берешит, гл. 2, ст. 17).

Если бы смерть не зависела от прегрешения, то Адам умер бы в любом случае, и неважно, съел он запретный плод или нет.

Следовательно, нам приходится согласиться, что Адам понимал по-арамейски. А из арамейского перевода не видно, что Сара умерла без греха. Выходит, что нет оснований утверждать, будто бы смерть не зависит от прегрешений. Поэтому, Всевышний и запретил Адаму есть плоды дерева познания. Теперь, если Адам этот запрет нарушит — будет повод предать его смерти. Таким образом, получается, что смерть связана с грехом, беды — с наказанием за преступления, а Адам знал арамейский язык.

на основе комментария рава Йоннатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша-Германия, первая половина 18-го века

На веб сайте evrey.com

Аватар Неизвестно

About Asher

SHALOM

Posted on 08.11.2014, in Берешит, Недельная глава Торы. Bookmark the permalink. Оставьте комментарий.

Оставьте комментарий