שָׁבוּעַ טוֹב! Доброй недели! Шавуа тов! На этой неделе читаем главу Торы“ШЕМОТ”

Место в Торе: книга Шемот, гл. 1, ст. 1 – гл. 6, ст. 1.Почему глава так называется?

По первой фразе главы: “И вот имена…”.

Имена на иврите — шемот.

Обсуждение главы Шемот
1. Три объяснения одной фразы

В нашей главе о рождении Моше сказано: «И родила сына, и увидела, что он хорош» (Шемот, гл. 2, ст. 2).

В Мидраше (Мидраш Раба на главу Шемот, гл.1) дается на этот стих три разных комментария. 

1. Открывая одну из граней Истины, раби Меир (один из крупнейших Учителей Мишны, ученик великого раби Акивы; 2-й век) говорит, что речь идет о том, что Йохевед, мать Моше, дала сыну при рождении имя Ки-Тов (что в переводе означает — «он хорош»).

2. Дело в том, — открывает иную грань Истины раби Нехемия (ученик раби Акивы, великий Учитель Мишны, коллега раби Иегуды и раби Шимона; 2-й век), — что Моше родился уже обрезанным. Поэтому и сказано, что «он — хорош».

3. Когда родился Моше, — говорят другие Учителя, — весь дом наполнился особым, неземным светом. Поэтому и написано в Торе, что «он — хорош».

Почему такому, казалось бы, незатейливому и короткому стиху дается три совершенно разных, на первый взгляд, не связанных друг с другом объяснения?

В Талмуде (трактат Эрувин, лист 13) Учителя, анализируя упомянутый выше Мидраш, выясняют, что рабби Нехемия не принимал участия в обсуждении данной фразы. И приходят к выводу, что автор второго разъяснения — тоже раби Меир.

В другом трактате Талмуда (трактат Ораёт, лист 13) говорится, что выражение «другие Учителя» (см. пункт 3) также подразумевает раби Меира.

Таким образом, мы видим, что в Мидраше (Мидраш Раба на главу Шемот, гл.1) представлена не дискуссия разных Учителей, но — три грани Истины, открытые одним Учителем, раби Меиром. И это не означает, что у него были по поводу процитированной фразы из Торы какие-либо сомнения. Ибо между тремя его высказываниями нет никаких противоречий.

Известно, что имя мальчику дают во время обрезания. Это учат из того, что Всевышний изменил имя Аврам на Авраам, после того, как тот сделал себе обрезание. Как сказано: «И не будешь впредь именоваться Аврамом, но Авраам будет имя твое» (Берешит, гл. 17, ст. 5). 

Также известно, что тот особый свет, который был создан в первые шесть дней Творения, Всевышний хранит на будущее, для праведников. Но и в наши дни есть все же возможность увидеть этот свет. Он открывается ребенку в момент обрезания (Мидраш Раба на книгу Берешит, гл.12).

Теперь соберем все воедино

Написано в нашей недельной главе: «И родила сына, и увидела, что он хорош» (Шемот, гл. 2, ст. 2), то есть — дала ему имя Ки-тов. Однако же имя еврейскому мальчику дают не при рождении, но — на церемонии брит милы (обрезания).

Поэтому и объясняет раби Меир, что Моше, поскольку родился обрезанным — имя он получил сразу же, при рождении.

Вероятно, можно предположить, что Моше не удостоился лицезреть чудесный свет Всевышнего, ибо процедура брит милы ему не понадобилась.

Поэтому «другие Учителя» (а мы уже знаем, что это был раби Меир) и подчеркивают, что в момент, когда родился Моше, весь дом наполнился особым, неземным светом. Значит, и Моше видел этот свет, несмотря на то, что родился обрезанным. 

Таким образом, три разъяснения, на первый взгляд, как будто бы несвязанные между собой, естественно, как мы могли убедиться дополняют друг друга.

на основе комментария рава Йонатана Эйбшица

(великий Учитель, автор десятков книг по всем разделам Устной и Письменной Торы; Польша-Германия, первая половина 18-го века)

 

На веб сайте evrey.com

Аватар Неизвестно

About Asher

SHALOM

Posted on 14.12.2013, in Недельная глава Торы, Шмот. Bookmark the permalink. Оставьте комментарий.

Оставьте комментарий