שָׁבוּעַ טוֹב! Доброй недели! Шавуа тов! На этой неделе читаем главу Торы“Ваэра”

Место в Торе: вторая книга Торы — Шемот, гл. 6, ст. 2 — гл. 9, ст. 35

Почему глава так называется?

В первых двух фразах главы сказано: “И говорил Всевышний с Моше и сказал ему: Я — а-Шем (Господин мира, вечный). Но открывался Аврааму, Ицхаку и Яакову именем Эль Шадай (сверхъестественная сила), имя же — а-Шем не раскрыл им”.

Открываться на иврите — ваэра.

Обсуждение главы Ваэра

 

1. Взывать к Всевышнему и слышать друг друга

 

Всевышний обещает спасти евреев из египетского рабства. И в Торе об этом написано: «И Я также установил Мой завет с ними (с праотцами еврейского народа), чтобы дать им землю Кенаан, землю их проживания, на которой они жили (пришельцами). И также Я услышал стенание сынов Израиля, которых египтяне порабощают, и вспомнил Я Мой завет» (Шемот, гл. 6, ст. 4-5).

Возникает вопрос: если Всевышний заключил Союз с праотцами, почему Он вспомнил о нем только тогда, когда услышал стенание сынов Израиля?

Говорится в Талмуде (трактат Сангедрин, лист 104), что сын может своими заслугами смягчить наказание отца за совершенные прегрешения, но заслуги отца — не спасают сына. Как сказано: «И никто от руки Моей не спасет» (Дварим, гл. 32, ст. 39).

Поэтому, — продолжает Талмуд, — Авраам не может спасти Ишмаэля, а Ицхак — Эсава.

Но ведь в другом трактате Талмуда (трактат Сота, лист 10) сказали Учителя, что царь Давид, произнеся семь раз «Авшалом, сын мой», спас того от семи уровней геhинома (в условном переводе — «ад»). А после того, как произнес Давид эти слова восьмой раз — Авшалом поднялся в Ган Эден (в условном переводе — «рай»).

Хида (рав Хаим-Йосеф-Давид Азулай; Эрец Исраэль, 18-й век) объясняет, что в тех случаях, когда сын раскаивается в своих прегрешениях (делает тешуву — возвращается на пути, указанные Всевышним) — заслуги отца помогают ему. Поэтому и сказано: «И также Я услышал стенание сынов Израиля».

Иными словами, теперь, когда дети взывают к Творцу — заслуги их отцов помогут им.

Следует понимать, что одних молитв и стенаний для того, чтобы Всевышний «вспомнил завет» — не достаточно. Творец ожидает, чтобы евреи, кроме прочего, испытывали и сострадание друг к другу.

До нас дошла такая история о великом праведнике Хатам Софере. Однажды к нему обратился торговец. И, рассказав, что его дела пошли — хуже некуда, попросил у Хатам Софера совета и благословения.

— Я слышал, что у тебя есть брат, который живет в бедности, — сказал торговцу Хатам Софер. — Но ты ему совсем не помогаешь.

— Но я же объяснил, что у меня катастрофически упали продажи, — оправдывался торговец.

— Почему, как ты думаешь, — сказал на это Хатам Софер, — написано в Торе: «И также Я (Всевышний) услышал стенание сынов Израиля»? Что означает здесь словосочетание «и также Я»?.. Дело тут в том, что евреи и под гнетом египетского рабства, надрываясь на каторжных работах — не замыкались каждый лишь на собственных бедах, но — разделяли и чужую боль, умели сопереживать друг другу. Поэтому Всевышний и спас их. В дни тяжкого египетского рабства они находили возможность поддерживать друг друга. А ты от родного брата отворачиваешься, мотивируя это тем, что продажи у тебя упали…

на основе комментариев раби Хаима-Йосефа-Давида Азулаи

(известен и как Хида; Эрец Исраэль, 18-й век)

и Хатам Софера

(раби Моше Софер; вторая половина 18-го века — первая половина 19-го, Братислава, Словакия)

2. Что стоит за «неречистостью»?

 

Всевышний велит Моше отправиться к Паро, чтобы вести с ним переговоры об освобождении евреев из рабства.

Однако Моше выражает сомнение в том, что ему под силу такое поручение. Как сказано: «Вот сыны Израиля не послушали меня. Как же послушает меня Паро (фараон), а я — не речист» (Шемот, гл. 6, ст. 12).

Таким образом, Моше обуславливает неизбежность отказа Паро — тем, что уже получен отказ от евреев. Но разве между отказом евреев «послушать» Моше и предполагаемой реакцией фараона на предложение Моше об освобождении сынов Израиля — есть хоть какая-то связь?

Сыны Израиля не пожелали слушать Моше «из-за короткого (стесненного) дыхания и тяжелой работы» (Шемот, гл. 6, ст. 9). У Паро же такая проблема — отсутствовала. Ему не приходилось тяжело работать, и с дыханием у него все было в порядке.

Так почему же Моше так уверен, что Паро ответит ему отказом?

Евреи знали, что в Египте им предстоит 400-летнее рабство. Как сказано: «Знай же, знай, что пришельцем будет потомство твое на земле, не им (принадлежащей), и будут порабощать их и угнетать их, четыреста лет» (Берешит, гл. 15, ст. 13). И вдруг Моше обещает им освобождение намного раньше срока.

Сыны Израиля отнеслись к обещанию Моше с недоверием.

— Но это же противоречит словам Всевышнего!? — сказали они.

Тогда Моше попытался объяснить, что из-за невыносимых условий рабства, из-за каторжной работы срок изгнания (галута) — сокращен. 

Однако евреи не приняли это объяснение.

Теперь мы можем лучше понять сомнения Моше. Он видит, в каких невыносимо трудных условиях живут сыны Израиля в Египте. Однако же, стеная и моля об избавлении, они все же не поверили ему, когда он заговорил о грядущем освобождении (геуле). И Моше не сумел убедить их в очевидном факте, что чрезмерная жестокость и каторжная работа могут привести к сокращению срока галута. Так как же я ему убедить в чем-то Паро, когда фараон, в отличие от евреев, совершенно не заинтересован в какой геуле? Да еще при том, что Моше, как написано в Торе — «не речист».

Онкелос (великий Учитель Торы времен написания Мишны; 2-й век) объясняет «неречистость» Моше, тем, что тот прекрасно зная цену слов, тщательно взвешивал каждое, не расходуя их понапрасну. Моше не произносил сладких речей, не «заливался соловьем», не растекался мыслью по древу. Поэтому и завладеть сердцами евреев ему удалось не сразу.

Известный даршан (выступающий публично комментатор Торы) рав Яаков Райх (главный раввин Будапешта; Венгрия, вторая половина 19-го – первая половина 20-го вв.) часто выступал в еврейских общинах. Его выступления (на иврите —драшот; в ед. числе — драша), в которых он раскрывал различные аспекты Торы, пользовались большой популярностью и собирали множество слушателей. Рав Яков тщательно готовил каждую драшу. Он по несколько раз произносил отдельные фразы, оттачивая их, добиваясь совершенства.

— Разве такой опытный даршан, как ты, должен тратить столько времени на подготовку к выступлению? — спросил его с недоумением сын. — Пусть репетируют те, кто двух слов связать не могут. Твои же речи, отец, подобны благоуханному меду…

— Есть люди, для которых слова как песок, — ответил сыну раввин. — Они сыплют ими, не зная меры. Готовятся к выступлению пять минут, а потом пять часов могут тараторить без остановки. Я же для пятиминутной драши готов пять часов подбирать слова. Чтобы они точно выражали смысл того, о чем я рассказываю.

на основе комментариев Онкелоса

(великий Учитель Торы времен написания Мишны, 2-й век;

был гером — неевреем, который принял еврейство; племянник римского императора Тита), рава Яакова-Меира (Маhарим) Падве

(глава раввинского суда Бриска; Литва, 1796-1855 гг.),

и рава Яакова Райха

(главный раввин Будапешта; Венгрия, 1838-1929 гг.)

 

Автор текста Мордехай Вейц

 

На веб сайте evrey.com

About Asher

SHALOM

Posted on 30.12.2018, in Недельная глава Торы, Шмот. Bookmark the permalink. Оставьте комментарий.

Оставьте комментарий