שָׁבוּעַ טוֹב! Доброй недели! Шавуа тов! На этой неделе читаем главу Торы « Вайехи»

Место в Торе: книга Берешит, гл. 47, ст. 28 (в конце книги).

Почему глава так называется?

По первому слову первой фразы главы: «И жил Яаков в Египте…».

«И жил» в тексте оригинала — вайехи.

Обсуждение главы Вайехи

1. Неслучайное сравнение

В нашей недельной главе читаем, что Йосеф, прихватив с собой сыновей, навещает больного Яакова и просит, чтобы тот благословил внуков. И в благословении Яакова звучит такая фраза: «И вот, двое твоих сыновей… — мои они: Эфраим и Менаше, как Реувен и Шимон» (Берешит, гл. 48, ст. 5).

Мы видим, что Яаков уподобляет сыновей Йосефа своим старшим сыновьям — Реувену и Шимону. О чем говорит это сравнение?

Наши Учителя отмечают в Талмуде (трактат Бава Батра, лист 123), что Йосеф приобрел статус первенца и, как всякий первенец — получил двойную долю наследства.

Прямого свидетельства этому в Торе нет. Такой вывод напрашивается на основанииз слов Яакова — «Эфраим и Менаше, как Реувен и Шимон, будут моими».

Еще одно доказательство того, что Йосеф обладал статусом первенца, находим в Танахе, в первой книге Диврей hа-Ямим («Хроники дней»; гл. 5, ст. 1).

Там говорится, в частности, что «отдано было первенство сыновьям Йосефа, сына Израиля». То есть, сыновья Йосефа — стали прародителями двух самостоятельных колен народа Израиля. А отсюда следует, что Йосеф получил в наследство — двойную долю. Двойную долю первенца. Как сказано в другой книге Танаха: «Йосефу — две части» (книга пророка Йехезкеля, гл. 47, ст. 14).

Когда земля Израиля была разделена между коленами, ее поделили на 12 равных частей. И самое малочисленное колено, колено Шимона, получило такой же надел, как самое большое колено — колено Йегуды. И колена Эфраима и Менаше получили такие же наделы, «как Реувен и Шимон».

В уподоблении сыновей Йосефа Эфраима и Менаше Реувену и Шимону содержится и еще более глубокий духовный смысл.

Йосефу соответствует созвездие рыбы и месяц Адар. В високосный год по еврейскому календарю — два Адара: один — Эфраима, другой — Менаше.

Реувену и Шимону соответствуют месяцы Нисан и Ияр. В Нисане празднуют первый Песах, а в Ияре — второй.

Выходит, первый и второй Адар — как Эфраим и Менаше, а первый и второй Песах — как Реувен и Шимон.

Есть такое правило: начало заповеди содержит в себе и окончание.

Где же начало?

Самая первая из 613-и заповедей Торы начинается словами: «Этот месяц для вас — Глава месяцев» (Шемот, гл. 12, ст. 2).

Тора должна была начинаться с этих слов, — пишет Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век).

Значит, начало — это Песах.

А что же тогда окончание?

Чтение Мегилат (свитка) Эстер в Пурим.

В Песах евреи спаслись от фараона, а в Пурим — от Амана.

Принято присоединять одну геулу (спасение, избавление) — к другой. Поэтому Яаков и уподобил Эфраима и Менаше — Реувену и Шимону, АдарНисану, а Пури — Песаху.

на основе комментариев Рамбана

(Рабейну Моше бен Нахман — Нахманид; великий комментатор Торы, Танаха и Талмуда; Испания – Эрец Исраэль, конец 12-го – начало 13-го вв.)

и рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

Автор текста Мордехай Вейц

Обсуждение главы Ваигаш

1. Два довода Йегуды

Наша недельная глава начинается с описания противостояния Йегуды и египетского вельможи, под маской которого скрывался Йосеф.

«Египтянин» по ложному обвинению пытается забрать Биньямина себе в рабы. Йегуда встает на защиту брата. В своей речи в защиту Биньямина он приводит два аргумента. Рассмотрим их, с той точки зрения, насколько они весомы.

Итак, вот аргументы Йегуды.

Написано в тексте: «И остался он (Биньямин) один из сыновей его матери, и отец его любит» (Берешит, гл. 44, ст. 20).

То есть Йегуда объясняет, что Биньямин — их брат только по отцу. И добавляет, что отец испытывает к нему особую привязанность.

Но что Йегуда пытается этим доказать?

Когда Яаков благословляет своих сыновей, он называет Шимона и Леви — братьями (Берешит, гл. 49, ст. 5).

В комментарии к этому фрагменту Раши (раби Шломо бен Ицхак — величайший комментатор Торы и Талмуда; Франция, 11-й век) поясняет, что Яаков так назвал их, потому что они всегда принимали решения и действовали сообща. Сообща отомстили жителям Шхема за изнасилование Дины. Вместе выступили за смертную казнь Йосефа.

Поговорим об этом подробнее.

Вот братья судят Йосефа. Мнение Шимона и Леви мы уже знаем. Йегуда и Реувен — против. Иссахар и Зевулун воздержались, они сочли, что не вправе перечить старшим братьям. А сыновья Билhи и Зилпы — Дан, Нафтали, Гад и Ашер — были благодарны Йосефу за поддержку, которую тот им оказывал, как сказано: «А он, отрок, с сынами Билhи и Зилпы» (Берешит, гл. 37, ст. 2). Поэтому они тоже не поддержали Шимона и Леви.

Мы видим, что Иссахар и Зевулун, с одной стороны, и Дан, Нафтали, Гад и Ашер — с другой, не захотели участвовать в вынесении смертного приговора Йосефу. Причем, Иссахар и Зевулун — из уважения к старшим братьям, а Дан, Нафтали, Гад и Ашер — по иной причине.

Возникает вопрос: почему Раши понадобилось называть несколько причин? Почему он не мог сказать, что все младшие братья (а Дан, Нафтали, Гад и Ашер тоже были младше Шимона и Леви) не ввязывались в спор старших братьев из уважения к ним?

Но кто вообще сказал, кстати, что нужно уважать старшего брата? О родителях написано в Торе — «Чти отца своего и мать свою» (Шемот, гл. 20, ст. 12). Где же говорится о старшем брате?

Здесь же, в том самом фрагменте, — поясняют Учителя.

Соединительный союз «и» (в оригинале — «вэ-эт») тоже несет смысловую нагрузку. Он, как говорится в Талмуде (трактат Кетубот, лист 103), вводит добавочную информацию о том, что, наряду с отцом и матерью — уважения заслуживает также и старший брат.

Поскольку союз «вэ-эт» («и») относится к слову «мать», то и почитать следует старшего брата со стороны матери. А со стороны отца? Можно, конечно тоже, но обязанности такой нет.

Выходит, Дан, Нафтали, Гад и Ашер были не обязаны почитать Шимона, Леви, Йегуду и Реувена. В ведь те, хоть и были старшими братьями, но — по отцу, не по матери. Поэтому Раши и называет другую причину их неучастия в споре по поводу Йосефа.

Но вернемся к доводам Йегуды.

Египетского правителя, вероятно, интересовало почему Биньямин, когда его братья отправились на поиски хлеба, не разделил с ними тяжести этого путешествия? Почему не присоединился к ним, не помог?

«И остался он (Биньямин) один из сыновей его матери» — объясняет Йегуда. То есть, как мы теперь понимаем — он, Йегуда, подчеркивает в этих словах, что у Биньямина нет обязанности выказывать уважение своим старшим братьям. Ведь они его братья  — только по отцу.

Если же египетский вельможа затаил злобу на кого-то из братьев еще с их первого визита и думает наказать его через Биньямина — тут может помочь второй аргумент: «отец его любит».

Значит, нанеся удар Биньямину, «египтянин», в первую очередь — тяжело ранит отца. Отца, который не сделал ему ничего плохого. Ведь он никогда не был в Египте.

на основе комментария рава Моше-Яакова Равикова

(известен и как Сандляр, т.к. имел сапожную мастерскую;

уроки, которые он давал по субботам, опубликованы в книге «Ликутей раби Моше-Яаков»; конец 19-го — первая половина 20-го вв.; Белорусь — Эрец Исраэль)

Автор текста Мордехай Вейц

На веб сайте evrey.com

About Asher

SHALOM

Posted on 07.01.2017, in Берешит, Недельная глава Торы, Шофар. Bookmark the permalink. Оставьте комментарий.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: