שָׁבוּעַ טוֹב! Доброй недели! Шавуа тов! На этой неделе читаем главу Торы “Шофтим”

Место в Торе: Дварим, гл. 16, ст. 18 — гл. 21, ст. 9.

Почему она так называется?

По первому слову нашей главы, которая начинается с фразы: “Судей и исполнителей закона назначь во всяком месте (городе), которое Творец определит каждому колену”.

Судьи на иврите — шофтим.

Обсуждение главы Шофтим

1. Тора или «Одиссея»?

В нашей недельной главе нам даются важные указания о правосудии. Написано здесь: «Не искажай суд, не лицеприятствуй и не бери взятки, ибо взятка ослепляет глаза мудрецов и искажает речи праведных» (Дварим, гл. 16, ст. 19).

Попытаемся разобраться в этой фразе более детально.

Известно, что при переводе текстов Торы с Небесного языка (иврита), на котором она написана, очень часто в угоду правилам языка перевода, смысл фраз, слов и словосочетаний в той или иной степени — искажается. Подробнее об этом — см. на сайте, к примеру, в ответе «Можно ли изучать Тору на русском языке?» (№ 2968) — с ответами, обозначенными в нем ссылками.

Так и в нашем случае. Мы перевели — «не искажай суд», но дословно будет — не искривляй, не пытайся отклонить, увести в сторону истинное течение суда.

Как это понимать?

Можно изменить русло реки, и река, даже если она потечет в другую сторону — останется всн же рекой. Человек может изменить положение своего тела — например, наклониться и т.п. — но это все равно будет тот же человек.

Но — искривить суд, увести его в сторону? Да он просто перестанет быть судом — превратится в фарс.

О чем же тогда предупреждает нас Тора?

Если судья заинтересован в определенном приговоре, он может слегка сместить акценты, где-то микроскопически передернуть свидетельские показания, ювелирно подогнать факты. Словом, из кожи вон вылезет, чтобы, изменив течение суда, отклонив его от истины — искривить суд, изуродовать его и вынести заранее спланированный приговор.

Так может быть, — предупреждает нас Тора, — но нельзя это допускать.

Продолжим обсуждать наш фрагмент.

Говорится в нем — «не бери взятки, ибо взятка ослепляет глаза мудрецов».

Позвольте, а если человек, как бы это сказать, не совсем мудрец — взятка его не ослепит? Только на мудрецов она оказывает негативное воздействие? Глупец, получивший взятку, останется честным и не предвзятым? Может, стоит назначать судьями глупцов, чтобы не бояться взяток и взяточников? Или все-таки, взятка ослепляет любого? Но, тогда, зачем писать, что она «ослепляет глаза мудрецов»? Достаточно было, казалось бы, сказать — «ибо взятка ослепляет».

Впрочем, если судьей будет глупец, то не важно, дадут ему взятку или нет — вынесенный им приговор будет весьма далек от истины. Ведь для того, чтобы найти истину требуется мудрость, а у глупца ее нет.

Мудростью обладает мудрый. Но, чтобы ею правильно распорядится — нужны глаза. Иначе суд превратится в «Одиссею».

Если не хочешь, чтобы в твоих устах Тора превратилась в «Мифы древней Греции», — наставляет Тора судью, — не бери взяток. «Ибо взятка ослепляет глаза мудрых».

А, что с глупцами?

Глупец и так, без всякой взятки, как написано в Танахе — «в темноте бредет» (Коэлет, гл. 2, ст. 14).

на основе комментария рава Хаима-Йосефа-Давида Азулая

(известен и под именем — Хида; Эрец Исраэль,18-й век)

Автор текста Мордехай Вейц

 

На веб сайте evrey.com

About Asher

SHALOM

Posted on 03.09.2016, in Дварим, Недельная глава Торы, Шофар. Bookmark the permalink. Оставьте комментарий.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: