Маген Давид: «Геометрическая» традиция

Графическим символом евреев и иудаизма уже давно считается маген Давид, так называемый «щит Давида» — шестиконечная звезда, гексаграмма, образованная двумя симметрично расположенными равносторонними треугольниками. Этот знак украшает древние книги и предметы еврейского ритуала. Его носили обитатели средневековых гетто и жертвы нацизма. Звезду Давида изображали авторы антисемитских и антиизраильских карикатур — чтобы никто не ошибся в адресе их разящей сатиры.Такая же звезда украшает еврейские надгробия в разных странах мира. Российские антисемиты утверждают в своей печати, будто шестиконечная звезда — знак дьявола, символ вселенского зла. Видите, сколько противоречивого можно обнаружить в использования одного символа. Давайте посмотрим, какое место занимает он в еврейской традиции.

Вначале немного истории. Шестиконечная звезда использовалась в качестве декоративного элемента — и, возможно, мистического символа — еще в глубочайшей древности у многих народов. Но особенно часто ее употребляли древние евреи, — в основном, на предметах домашней утвари. Древнейшее известное нам изображение такого рода — обнаруженная в Цидоне печать 7 века до н.э., принадлежавшая некому Йеошуа бен Йешаяу. В период Второго Храма гексаграмма наряду с пентаграммой (пятиконечной звездой, она же «щит Соломона») украшала различные предметы и здания, как еврейские, так и нееврейские. В качестве примера можно отметить синагогу в Кфар-Нахуме (2—3 век н.э.), в орнаменте которой чередуются пяти — и шестиконечные звезды, а также крестообразные фигуры с обломанными концами (напоминающие свастику). Впрочем, в эпоху эллинизма маген Давид в еврейской символике никак не использовался.

Еще тысячу лет назад шестиугольная звезда была интернациональным знаком. Она встречалась на ранне-христианских амулетах и в мусульманских орнаментах под названием «печать Соломона». Но уже в 13—14 веках маген Давид появляется на фронтонах германских синагог и на еврейских манускриптах, — хотя и на этот раз, лишь как декоративный элемент, без всякого символического значения. В ту же эпоху им начали украшать амулеты и мезузы, а в позднем средневековье и еврейские тексты по Кабале. Сам термин маген Давид восходит к эпохе вавилонских гаонов. Он упоминается в качестве легендарного «щита царя Давида» в тексте, толкующем магический «алфавит ангела Метатрона». Это толкование получило широкое распространение среди ашкеназских общин. О шестиугольном «щите Давида» писал в своей работе по Кабале внук Рамбана (14 век). Утверждалось, что щитом подобной формы пользовались воины победоносной армии царя Давида. Правда, его личная печать, как указывают некоторые источники, содержала изображение не звезды, а пастушеского посоха и сумы. Зато царская печать Шломо (Соломона), сына Давида, имела форму пятиконечной звезды.

В 14—18 веках маген Давид широко используется еврейскими и нееврейскими печатниками и часто встречается на фамильных гербах. В 1354 году Карл IV даровал пражским евреям право иметь свой флаг — красное полотнище с изображением шестиконечной звезды. Маген Давид украсил также официальную печать общины. На протяжении 17—18 веков этот знак переняли евреи Моравии и Австрии, а затем — Италии и Нидерландов. Несколько позже он распространился среди общин Восточной Европы. В кабалистических кругах «щит Давида» трактовался как «щит сына Давида», т.е. Машиаха. Последователи лже-мессии Шабтая Цви (конец 17 века) видели в нем символ скорого избавления.

В 19 веке эмансипированные евреи избрали маген Давид в качестве национального символа в противовес христианскому кресту. Именно в этот период шестиконечная звезда была принята практически всеми общинами еврейского мира. Она стала появляться на зданиях синагог и еврейских учреждений, на памятниках и надгробиях, на печатях и бланках документов, на бытовых и религиозных предметах.

С 1799 года маген Давид впервые был использован как специфический еврейский символ в антисемитских карикатурах. В 1822 году семейство Ротшильдов, получив дворянский титул, включило маген Давид в свой фамильный герб. В 1840 году поэт-выкрест Генрих Гейне начал ставить этот знак вместо подписи под своими статьями в немецкой газете «Аугсбургер алгемайне цайтунг». Первый сионистский конгресс 1897 года принял шестиконечную звезду в качестве символа еврейского национального движения, и в том же году она украсила обложку первого номера журнала «Ди Вельт», издаваемого Теодором Герцлем. Со временем маген Давид появился на государственном бело-голубом флаге Израиля, хотя в качестве герба была выбрана более аутентичная и древняя еврейская эмблема — Менора, образ храмового светильника.

Для евреев Торы маген Давид не лишен общепризнанной смысловой нагрузки. Существует традиция украшать им сукку — особый шалаш, в котором еврей живет в дни праздника Сукот. Шесть концов звезды, вывешенной в сукке, соответствуют шести «гостям» (ушпизин), посещающим каждую еврейскую сукку в первые шесть дней праздника Сукот: Аврааму, Ицхаку, Яакову, Моше, Аарону и Йосефу. Объединяет их всех седьмой «гость» — царь Давид.

Еще одна деталь: маген Давид имеет 12 ребер, что соответствует 12 коленам Израиля, над которыми царствовал Давид и которые будут восстановлены с приходом Машиаха, прямого наследника царя Давида. Кабалисты учат также, что шесть концов «звезды Давида» соответствуют шести пространственным направлениям — земле, небу, северу, югу, востоку, западу, — что означает всемогущество Б-га. Любопытная лингвистическая деталь: на иврите слова маген Давид состоят тоже из шесть букв. Число ребер обоих треугольников, образующих маген Давид, указывают на «совершенное» число 6, равное сумме своих множителей. Издавна это число наделялось мистическим смыслом в разных эзотерических учениях.

Возможно, именно геометрическая особенность «еврейской звезды» мистифицировала антисемитов разных стран. Нацисты метили евреев желтым «знаком позора». Один из ведущих российских юдофобов серьезно утверждает, будто шестиконечные типографские звездочки — тайный знак «жидо-массонов». На иллюстрациях в детских книжках, выпущенных «патриотами»-антисемитами, вы никогда не увидите обыкновенной шестиугольной снежинки, она рисуется в симметрии креста — вопреки всем законам природы!

Один из читателей русскоязычной израильской газеты, оле хадаш из России, сообщил в русскоязычную газету, что, работая судовым электриком во Владивостоке, как-то увидел на одном из судов Дальневосточной академии наук карту с контурным изображением «Бермудского треугольника», абсолютно совпадающим по форме с правильным маген-Давидом. То была схема предстоящих исследований, составленная российскими учеными и навигаторами. Получился «щит Давида». «Что общего, — спрашивает читатель, — у самого гиблого места мирового океана и еврейской звезды?»

Вопрос, конечно, интересный.

Нахум Пурер,  toldot.ru 

Щит Давида — Маген Давид

Маген Давид (Щит Давида) — гексаграмма, составленная из двух равносторонних треугольников, служит эмблемой Иудаизма. Изображение Маген Давида помещают часто на синагогах, священных сосудах и т.п. Он служит также эмблемой сионистской организации и многих других учреждений.

Еврейский закон запрещает изображение Б-га, как и употребление каких бы то ни было символов, и Щит Давида не упоминается ни разу в Талмуде. Поэтому едва ли можно предположить, что Маген Давид появился в эпоху Талмуда, хотя недавно его изображение было обнаружено на одном надгробном памятнике в Таренте (юг Италии), который следует отнести к 3-му веку н.э.

В первый раз Маген Давид упоминается в Эшколь а-Кофер караима Йеуды Гадасси (середина 12-го века), где он говорит: «Семь ангельских имён предшествуют мезузе: Михаэль, Гавриэль… да охранит тебя а-Шем! А равным образом знак, называемый Щитом Давида, помещён рядом с именем каждого ангела».

По-видимому, Маген Давид был тогда знаком на амулетах. На магических папирусах часто встречаются изображения пентаграммы и звезды, в которые вписаны имена Всевышнего, но гексаграммы в них не встречаются. Нет Маген Давида и в больших магических папирусах Парижа и Лондона, хотя там встречается треугольник, — возможно, он поставлен здесь вместо гексаграммы. Отсутствует шестиконечная звезда и среди иллюстраций амулетов Budge в его «Egyptian Magic» (Лондон 1899).

Вероятнее всего, Маген Давид получил свою широкую известность из Каббалы.

Пентаграмма, называемая иначе печатью Шломо (Соломона), также служит талисманом. Henry полагает, что индусы заимствовали её у семитов (Magie dans l’Inde antique, c. 93, Paris 1904), хотя название его не может служить доказательством еврейского или семитского происхождения. Индусы употребляли и гексаграмму в качестве «оберега». Очень возможно, что в синагогах им пользовались как украшением для мезузы, и название Щит Давида говорит о его «защитной» силе. В качестве орнамента его могли первоначально применять для украшения синагог. Такой орнамент имеется, например, на соборах Бранденбурга и Стендаля и на Маркткирхе в Ганновере.

Карл VI (1354) даровал евреям Праги красный флаг с изображением «Щита Давида» и «Печати Соломона», а на красном флаге, с которым евреи встречали короля Матвея Венгерского, были изображены две пентаграммы и две золотые звезды (Schwandthner, Scriptores Rerum Hungaricarum II, 148). Это доказывает, что и пентаграмма была в употреблении у евреев, и мы, действительно, находим её в одной рукописи 1073 года (факсимиле в Седер Элиягу Рабба вэ-Седер Элиягу Зута, M. Friedmann, Вена 1901).

 toldot.ru

Обсудить на facebook

About Timofey Sharamchevskiy

Ведущий авторского радио проекта "Drive Show"

Posted on 12.02.2012, in Израиль, Культура and tagged , , . Bookmark the permalink. Оставьте комментарий.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: